Международное право. Экзамен 5 семестр
Вопрос №1 Понятие и источники международного научно-технического сотрудничества.
В процессе обменов научно-техническими достижениями между государствами совершенствуется механизм правового регулирования научно-технических связей, складывается система универсального международного сотрудничества в области науки, техники и техноло-гии. Ее субъектами являются как государства, так и международные организации. Эта система охватывает: международные научные связи, направленные на решение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки, международные технические и технологические связи, подготовку кадрового потенциала; международное содействие выполнению отдельных работ и созданию технологических процессов; обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса, предотвращение ущерба окружающей среде.
Система норм международно-правового регулирования сотрудни-чества государств в области науки и техники составляет фундамент международного научно-технического сотрудничества.
Правовые нормы научно-технического сотрудничества формируются на базе общих принципов международного права и специальных принципов, складывающихся применительно к правоотношениям в области науки и техники. К таким принципам относятся: принцип свободы научных исследований; принцип сотрудничества в применении достижений научно-технического прогресса; принцип научно-технического содействия; принцип разделения сфер научных исследований между отдельными государствами с учетом географи-ческих, социальных, экономических и исторических факторов; принцип равноправия в области научно-технических достижений, включая международный книгообмен; принцип взаимности, и др.
Источники международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества.Источниками международного права в области научно-технического сотрудничества являются междуна-родный договор, международный обычай, а также программы меж-дународных организаций в области науки и техники. Международное право оказывает влияние на формирование национального законо-дательства в этой сфере.
Так, в Российской Федерации приняты Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» 1996 года, Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» 1998 года. Аналогичные законы приняты государствами мирового сообщества.
Международный обычай.Ряд международных обычаев вошли в Конвенцию о принципах экологического мониторинга, Конвенцию об изменении климата и о биологическом разнообразии 1992 года и др.
Международные договоры и соглашения,например Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о научно-техническом сотрудничестве 1996 года, по которому стороны осуществляют мероприятия по развитию генной инженерии и биотехнологии, стандартизации, мет-рологии, сертификации, энергетики и окружающей среды. Одновре-менно такие соглашения только в 1998 году подписаны Российской Федерацией с Султанатом Оман, Чешской Республикой, Монголией, Соединенными Штатами Америки и др.
Программы в области науки и техникизаключаются в рамках международных организаций и между отдельными государствами и представляют собой договоры особого рода, например Программа развития Организации Объединенных Наций в области науки и тех-ники, Программа технологического возрождения Европы «Эврика» и др. Нормы, сформулированные в этих программах, устанавливают параметры поведения в области использования достижений науки и техники, выполняя тем самым роль международного согласованного планирования отношений в области науки и техники.
Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники.Использование государствами достижений научно-технического развития, углубление международной спе-циализации в этой сфере способствуют утверждению в международ-ном праве новых направлений научно-технического сотрудничества. Такое сотрудничество государств реализуется в следующих формах: осуществление научно-исследовательских и технологических проек-тов, в том числе силами совместных коллективов; содействие созда-нию государственных и частных структур для развития научно-техни-ческого сотрудничества, внедрению его результатов; обмен учеными и специалистами; проведение совместных семинаров, конференций, симпозиумов и научно-технических выставок и др. В области интел-лектуальной собственности физическим и юридическим лицам пре-доставляется правовая охрана в соответствии с международными до-говорами и соглашениями.
Универсальные международные договоры и программы в области науки и техники.Значительный объем научно-технического, технологического сотрудничества между государствами координирует-
ся в рамках ООН. Так, Конференцией ООН «Мир науки» 1963 года, второй Конференцией ООН в области науки и техники в целях развития 1979 года были приняты Программы развития науки и все-мирный план действий по применению науки и техники в целях раз-вития. Третью Конференцию ООН по науке планируется созвать в 1999 году.
В свете реализации этих программ в 1989 году была разработана и сформулирована Программа ООН по техническому сотрудничеству развивающихся стран (ТСРС), включая использование заинтересо-ванными странами организационно-правовых методик ТСРС в решении неотложных проблем во взаимных обменах между ними ноу-хау.
Вопрос №2 Международное сотрудничество в области прав человека.
Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких как:
· Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
· Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.;
· Конвенция о политических правах женщин 1953 г.;
· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966г.;
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.;
· Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
· Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.,;
· Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.
Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современном международном праве сформировалась новая отрасль, отражающая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере – международное право прав человека. Нормы этой отрасли зафиксированы в различных источниках международного права, отличающихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участников, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д. Нормы данной отрасли права – преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в период вооруженных конфликтов (так называемые «законы и обычаи войны»).
Кроме того, в юридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но международный документ обладает той силой и степенью юридической обязательности, которую ему придали принимавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассамблеей ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав человека, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому говорить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могут подтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.
Помимо договоров и обычаев, нормы зафиксированы и в некоторых документах международных конференций и совещаний, в частности в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 2006 г.
Документ Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 2004 г. и др.).
Международное право прав человека можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также ус-танавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека. Конституции РФ (ч. 3 ст. 46) гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. О каких органах идет речь?
Международные органы по обеспечению и защите прав человека (далее комитеты по правам человека) создаются в соответствии с положениями соответствующих конвенций. Комитеты по правам человека состоят из экспертов, действующих в личном качестве. В их состав входят граждане участвующих в договоре государств, обладающие высокими нравственными качествами и при-знанной компетентностью в области прав человека. При этом в составе комитета не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены комитетов избираются государствами – участниками договора (обычно на четыре года) на специально созываемом (как правило, Генеральным секретарем ООН) заседании.
В компетенцию международных органов по защите прав человека входит рассмотрение:
1) докладов государств – участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;
2) сообщений государств – участников договора о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору;
3) индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты.
Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы.
#distanz #ответынавопросы #помощьстудентам
Статья помогла? Поблагодари автора, он ведь старался